Аудиосистема в Renault Fluence



Аудиосистема этого автомобиля была удостоена приза имени Андрея Елютина на финале АМТ-2017. Пришлось делать непростой выбор — и он был сделан в пользу не самой дорогой, но остроумной системы, в которой отразились (и это важно!) современные веяния в автозвуке — головного устройства в его привычном виде нет вообще, остальной тракт не менее современный и с инженерной точки зрения выполнен безупречно. А что здесь зачем и как – расскажет главный идеолог и автор системы.

Аудиосистема в Renault Fluence

Автор проекта: Алексей Воронцов, г.Тольятти

ПРОСТО ANDROID

«…операционная система для смартфонов, планшетов, электронных книг, цифровых проигрывателей, наручных часов, игровых приставок, нетбуков, смартбуков, очков Google, телевизоров и других устройств. В 2015 году появилась поддержка автомобильных развлекательных систем и бытовых роботов».
(Википедия)

Закончив соревновательный сезон 2016 года, мы с Сергеем Гусевым (он на фото рядом с автомобилем) всерьез занялись поиском идеального источника звука, поскольку что ни делай – если звука нет в исходнике (то есть в головном устройстве), то никакие волшебные компоненты в последующей цепи не помогут. Варианты рассматривались разные, в том числе соревновательная классика – Alpine F#1 Status и т.д. На этой почве произошло столкновение концепций – диск в качестве источника или современные цифровые носители.

Казалось бы, в чём разница – единички и нолики – они и в Африке цифры. Но AudioCD – это формат потокового цифрового звука, и процесс его считывания с носителя, передача и обработка в CD-проигрывателе – физически нечто отличное от единичек и ноликов, записанных в WAV-файле на жестком диске компьютера. Если нет желания вникать в физику процесса – достаточно провести простой эксперимент. Возьмите несколько оригинальных CD хорошего качества и сделайте сборник – запишите WAV-файлы на компьютер и затем «прожгите» на болванку на стандартном приводе компьютера или ноутбука. Разница в записях будет слышна даже на средней системе в автомобиле. Когда-то я проводил подобный эксперимент, но последней каплей стало знакомство в прошлом году с Игорем Фоломеевым из Нижнего Тагила. Он презентовал нам несколько своих дисков-сборников, причём в начале сезона они были записаны на одном оборудовании, а в конце – на другом, к слову, весьма дорогостоящем. Одни и те же исходники, записанные на CD-болванку на разном оборудовании, звучали одинаково хорошо, но, простите, по-разному хорошо!

  • Тип системы: мультимедиа
  • Структура: трёхполосный поканальный фронт + сабвуфер
  • Источник: Smart Rover (Fluence)
  • Конвертор: CM6631
  • Процессор: miniDSP 2×8 kit
  • Акустика фронтальная: ASAlab T292.1.8, Visaton FRS 8M, ASAlab MB1602.1.4
  • Сабвуфер: Eton 12-620HEX
  • Усилители: Sinfoni Riff Ad-Lib, Sinfoni Riff

Аудиосистема в Renault Fluence

В итоге мы с Сергеем приняли решение искать счастья среди современных цифровых носителей звука. Предпочтение было отдано концепции вывода цифрового сигнала из Android-устройства. При этом практически неважно, о каком обличии Android идёт речь (смартфон, планшет или головное устройство) – важен способ вывода цифрового сигнала.

Аудиосистема в Renault Fluence Аудиосистема в Renault Fluence

На просторах Aliexpress в Поднебесной было приобретено головное устройство Android для Renault Fluence/MeganeIII в двухблочном исполнении – «тушка» и выносной монитор-планшет сверху торпеды вместо штатного дисплея

При воспроизведении аудиофайлов с максимальным качеством необходимо обойти ядро Android и без какой-либо лишней обработки вывести качественный цифровой сигнал через свободный USB-разъём. Для этого следует установить специализированный аудиоплеер – из нескольких вариантов мы выбрали общепризнанный UAPP. Пришлось отречься от дикарского прошлого, стать цивилизованными людьми и, о боже, купить это приложение! В приложении существует множество режимов отладки, если возникнут проблемы при выдаче сигнала, можно задействовать режим максимального качества – Bitperfect.

Итак, воздействие источника звука на качество сигнала минимизировано. Следующее звено отвечает за качество звучания непосредственно – это USB/Toslink-конвертор, который забирает сигнал от Android-устройства через USB-разъём и преобразует в понятный каждому аудиопроцессору формат Toslink.

Здесь опять-таки на помощь пришёл Aliexpress, и менее чем за 2 тыс. рублей был приобретён конвертор USB/Toslink CM6631, который, по мнению многих пользователей, обеспечивает наилучшее соотношение цена/качество и поддерживает преобразование аудиопотока с параметрами вплоть до 24 бит 192 кГц, то есть так называемый Hi-Resolution. Сейчас много оригинальных записей в этом формате, и здесь вы получаете однозначное преимущество перед AudioCD.

Теперь немного о подводных камнях. Совместимость выбранного Android-устройства и конвертора необходимо определить заранее, чтобы не получить выпадений сигнала или вовсе отсутствия звука. На этом этапе своими консультациями нам очень помог Александр Вершинин с форума Magnitola. Проверенный рецепт – головное устройство на базе чипа Allwinner R16 с операционной системой Android 4, прошивка IQ Navi с форума 4PDA, приложение UAPP, конвертор CM6631 – работает! Конвертор CM6631 может отдавать сигнал как по оптике, так и по коаксиальному кабелю, после сравнений мы выбрали второй вариант.

Аудиосистема в Renault Fluence

В приоритете короткий USB-кабель, поэтому конвертор (левая плата) установлен за монитором головного устройства на минимальном удалении от источника, для него организовано индивидуальное питание 5 В (правая плата)

Следующий момент – это отсутствие регулировки громкости цифрового сигнала головным устройством. Соответственно, необходим аудиопроцессор с выносным пультом регулировки громкости. Кроме того, процессор должен поддерживать микширование входных сигналов, чтобы отдельно завести по аналогу воспроизведение радио и системных звуков – таких, как навигация, например. Неудобства, как видите, имеются, но качественный сигнал того стоит. Сигнал в нашем случае принимает 8-канальный аудиопроцессор miniDSP 2×8 kit. Эта модель, по моему мнению, обеспечивает наилучшее звучание в своём бюджете, какие-то «баги» или зависания отсутствуют как класс, а ближайшие по звуку конкуренты стоят в 2-3 раза дороже. Это бескорпусный процессор, что называется DIY – сделай сам!

Аудиосистема в Renault Fluence

Нам и не нужен корпус, спрятали процессор за фальш-панелью рядом с усилителями (слева)

Аудиосистема в Renault Fluence

В усилительном звене «трудятся» 3 усилителя из начальной линейки итальянского бренда Sinfoni|Quartorigo – четырёхканальный Riff Ad-Lib на ВЧ/СЧ секцию и два двухканальника Riff на НЧ-звено и сабвуфер. Для сабвуфера изготовлен короб-стелс. В ограниченном объёме к окончанию соревновательного сезона прижился старенький классический сабвуфер Eton 12-620HEX

К финалу усилители доработали, «твикнули», если использовать слэнг. Были заменены входные операционные усилители, а также некоторые конденсаторы по пути прохождения сигнала и питания, уменьшен коэффициент усиления входных каскадов, отрегулированы токи покоя. Весь процесс поэтапно контролировали по приборам путём измерения параметров усилителей. Суммарно по результатам доработки гармонические и интермодуляционные искажения снизились до 0,015 — 0,025%, по динамическому диапазону прирост составил +7 — 12 дБ.

Аудиосистема в Renault Fluence Аудиосистема в Renault Fluence

Подиумы и стойки в процессе

На среднечастотном диапазоне стоят немецкие домашние 8-омные широкополосники Visaton с бумажным диффузором и полимерным колпаком. Вес подвижной системы этих динамиков составляет всего лишь 1,4 г. На высокочастотном и мидбасовом диапазоне установлена отечественная акустика ASAlab, которая производится мелкими сериями под заказ в Калуге. На ВЧ-звено мы выбрали 8-омные топовые алюмокерамические твитеры с уменьшенным фланцем и резонансной камерой – частота собственного резонанса не превышает 800 Гц, мы проверяли! Мидбасы мы заказали в 4- и 8-омном исполнении, после сравнений оставили первый вариант. Диффузор динамиков – целлюлоза, магнитная система сделана на неодимовой сборке, как у некоторых динамиков премиальных брендов.

Аудиосистема в Renault Fluence

СЧ и ВЧ в рабочем положении

Общий бюджет (стоимость установленной аппаратуры без работы) составил порядка 130 тыс. руб., (в том числе вся акустика на фронт – 9 тыс. рублей), что просто ничтожно мало по меркам качественного соревновательного звука, однако как поёт!

Настройка звука выполнялась с применением измерительного оборудования, которое позволяет контролировать процесс фазирования на стыках полос и даёт возможность заранее обнаружить проблемные места, которым следует уделить особое внимание в ходе настройки.

Аудиосистема в Renault Fluence

Команда Тольятти на финале АМТ. Слева направо: Андрей Крижановский (III место), Сергей Гусев (I место и Кубок АЕ), Алексей Воронцов

Аудиосистема в Renault Fluence

Неплохой урожай за пять сезонов

Дальнейшее развитие системы видится в доработке или замене аудиопроцессора, также есть идея перенести среднечастотники с накладок зеркал в переднюю панель.

От редакции: желаем творческих успехов и новых побед.


Источник: Журнал «Автозвук»