Аудиосистема в Hino Ranger



ЧЕЛОВЕК И ПЯТИТОНКА

Приветствую всех, кто без устали внедряет в автомобили инженерную мысль, подкрепленную своими музыкальными пристрастиями.

Аудиосистема в Hino Ranger

Олег Сёмин, г. Хабаровск

  • Тип системы: аудио
  • Структура: трёхполосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Pioneer DEX-P99RS
  • Усилители: Audio Art RS 200.4, Revolt RS 400.4
  • Фронтальная акустика: Eton Adventure WA1-160 SG, Focal Utopia Be 3W2, TN 51
  • Сабвуфер: Revolt RW12

Аудиосистема в Hino Ranger

Рубрика «Своя игра» задумывалась для систем, изготовленных и настроенных только своими руками, без применения сторонних сил. Но, несмотря на полную «самодеятельность», автомобиль стал победителем Чемпионата России «EMMA 2014 Дальний Восток» в классе «Мастер 4000».

Выпущен грузовик в 1999 году, а ввезён в РФ – в 2012. Взвесив все «за» и «против», я приступил к реализации проекта с учётом имевшегося опыта постройки системы в двухтонном грузовичке Mitsubishi Canter (АЗ №6/2008). Новая система была с самого начала задумана трёхполосной, с поканальным усилением. Плюс сабвуфер.

Для начала кабина была полностью разобрана до металла и проведена полная шумо-тепло изоляция, зимы у нас на Дальнем Востоке уж больно суровые.

Аудиосистема в Hino Ranger

Потом всё это скроется под обивкой, но память останется. И комфорт останется…

Для безопасности установлен электромагнитный выключатель, обесточивающий всю электрическую часть системы. Силовая проводка полностью перекомутированна с заменой клемм аккумулятора и установкой нужных номиналов предохранителей. Дальше настала очередь собственно аудиосистемы.

Как и раньше, мой принцип – максимальное использование штатных мест, и максимальное сохранение фирменного вида салона. То есть не салона, конечно, а кабины – она здесь довольно просторная, места для установки компонентов найдутся. Багажник, если можно его так назвать, предназначен для моей основной деятельности – грузоперевозок, объём багажника 30 кубометров, грузоподъёмность 5 тонн, тем не менее компонентов аудиосистемы я туда ставить не собирался.

Рассказ начну с сабвуфера, потому что для него пришлось использовать не совсем привычное место – на потолке. Другого места не нашлось, не жертвовать же спальным отсеком? Конечно, усилители можно уложить там вместо матраца, а сабвуфер использовать вместо подушки – но это не совсем комфортно.

Аудиосистема в Hino Ranger
Аудиосистема в Hino Ranger

Сабвуфер изготовлен из 22мм.фанеры в виде треугольной призмы. И эстетично, и жёстко.

Аудиосистема в Hino Ranger

Внутренняя часть проклеена вибродемпфирующим материалом и заполнена синтепоном. Провода, соединяющие сабвуферную головку с усилителем, выведены через винтовые соединения.

Аудиосистема в Hino Ranger

Готовый ящик обтянут винилом в цвет салона и прикреплён к крыше болтами М12. Таким же образом по бокам сабвуфера на потолке установлены оба усилителя.

Аудиосистема в Hino Ranger

Они закрыты фальшпанелями из металлопластика, обтянутыми таким же винилом.

Аудиосистема в Hino Ranger

Крышки фальшпанелей не имеют задних стенок для естественной вентиляции усилителей.

Аудиосистема в Hino Ranger

Головное устройство установлено под потолком спереди, поэтому межблочные провода короткие – их длина всего 1,2 м.

Проложены они посередине крыши кабины и с силовой проводкой не пересекаются. Акустические провода от усилителей пролегают с левой и правой сторон крыши кабины и спускаются по стойкам лобового стекла. Проход проводов в двери – через монтажные отверстия, предусмотренные в кабине. Подиумы вместе с декоративной панелью закреплены на дверях.

Аудиосистема в Hino Ranger

Двери полностью вибро – теплоизолированы.

Аудиосистема в Hino Ranger

Все «лишние» отверстия заглушены металлопластиком – легкий, жёсткий и удобный материал. Лишняя масса здесь не нужна, чтобы не пострадали петли двери.

Аудиосистема в Hino Ranger

Окно в нижней части левой (у нас это – пассажирская) двери пришлось заглушить, а конструкцию усилить. Правая дверь в этом смысле проще, там нет дополнительного окна.

Аудиосистема в Hino Ranger

Основание подиума – не силовое, нагрузка будет приходиться на панель из фанеры, сейчас увидите.

Аудиосистема в Hino Ranger

Вот здесь эта панель, вместе с наклонным опорным кольцом басового динамика.

Аудиосистема в Hino Ranger

Облицовка двери и, где надо – дополнительная виброизоляция.

Аудиосистема в Hino Ranger

Готовая дверь.

Среднечастотники и пищалки установлены с применением металлопластиковых колец.

Аудиосистема в Hino Ranger

Для поиска нужной ориентации кольца закреплены на медной проволоке.

Аудиосистема в Hino Ranger

Теперь – аккуратно, чтобы не сбить найденные тяжким трудом волшебные углы, стойки снимаем…

Аудиосистема в Hino Ranger

Потом — традиционная текстильная технология, стеклоткань и смола. Волшебным углам теперь уже ничто не угрожает.

Аудиосистема в Hino Ranger
Аудиосистема в Hino Ranger

И уж совсем традиционно — выравнивание поверхности и обтяжка винилом.

Аудиосистема в Hino Ranger

Получилось в итоге как-то вот так…

На этом этапе проект на пару лет впал в спячку – меня посетила Муза покраски автомобилей. Автомобиль был полностью перекрашен своими руками, все хромированные детали заменены новыми, прямиком из Японии. Автомобиль получил собственное имя – «Красавчик». Как корабль назовёшь, так он и поплывет.

Проект был завершён с подачи Руслана Мехдиева, организатора официального этапа EMMA-2014 в Хабаровске, пригласившего меня поучаствовать в этом мероприятии. Респект таким людям, так держать!!! Вспомнил былые победы в соревнованиях FSQ 2003, 2004, 2006 годов и завершил начатое.

К настройке системы привлёк сына Михаила – в 16 лет слух ещё не испорчен. В результате совместного применения его слуха и моего опыта настройки стали такими:

— сабвуфер работает ниже 63 Гц

— басовики — в полосе 80-250 Гц

— СЧ — в полосе 315-2000 Гц

— пищалки – от 4 кГц.

Для настройки системы использовали диски Аудиодоктор, Let’s Test, Yello и ещё кучу записей самых разных жанров. Звучание настроенной системы впечатляет: центр на месте, ширина в наличии, глубина – тоже. Бас расположен по центру лобового стекла, несмотря на то, что саб находится возле головы.

В дальневосточный этап EMMA входит три города. Хабаровск, Благовещенск, Владивосток. Вместе с сыном мы выдвинулись в турне по всем трём городам. Организация соревнований была на высоком уровне, все красиво, масштабно, динамично, интересно, каждый город радовал нас по-своему. В итоге сын получил незабываемые впечатления от соревнований, поучаствовал в шоу-программах, которые давали свои результаты, призы, эмоции. Мне же достался приятный вкус очередной победы.

Хочу выразить свою благодарность всем организаторам этих мероприятий, а также судьям за их патриотический дух! Уважаемый коллектив журнала «Автозвук», и вам большое спасибо! Благодаря вам есть в моей жизни огромный отрезок времени, посвящённый этому любимому занятию!


Источник: Журнал «Автозвук»