Звёздное приключение. Yamaha XVZ 1300

Но наиболее прославленные из них заявили, что приятно служить королю, который, подобно простым бедным рыцарям, странствует и ищет приключений.

Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

А давайте так: вы сейчас закроете эту страницу (или отвернётесь от экрана) и напишете по памяти полное название этого мотоцикла. Так и быть, «Ямаху» мы вам прощаем.

Написали? Не подглядывали? Тогда либо у вас есть такой мотоцикл, либо вы очень хотите, чтобы он у вас был. Обычная публика, гражданского образца, на такое не способна. Теперь, раз написали, не пропадать же написанному — будем читать. Из всех букв и слов здесь для нас важнее всех три последние (слова, а не буквы). «Рискованная затея королевской звезды» — по-русски получилось ещё длиннее. В смысле дизайна Royal Star Venture — затея действительно рискованная, если общий силуэт и эстетика чоппера с V-образным двигателем — вне времени, то детали с определённым периодом связаны однозначно: спидометр, например, как у американских машин 50-х. Если бы у нас было принято кататься на предметах публикаций, если бы у хозяина хватило безрассудства это нам с фотографом разрешить, а у нас — согласиться... Я бы не удивился, если бы на ходу стрелка подрагивала, для полноты впечатления. Но мы не звёзды (и тем более не королевские), к столь рискованным приключениям не готовы. Была ли рискованным предприятием установка на такой предмет искусства аудиосистемы? В некотором смысле — да, здесь с эстетикой надо было обходиться особенно аккуратно. Итогом размышлений стало, в частности, не совсем типичное даже для мотоцикла размещение акустики. Трёхполоска, разделённая между фронтом и тылом на рубеже НЧ/СЧ и установленная по штатным местам. Или почти по штатным. Плюс сабвуфер, разумеется, без него ничего королевского не получится.

Как уже не раз отмечалось, готовые трёхполосные комплекты редко отличаются оптимальным сочетанием всех параметров — повод для претензий найти можно всегда: габариты, кроссовер, цена... Cлишком много переменных, и производитель не может предусмотреть все возможные варианты применения, ориентируясь на «среднее по больнице». Поэтому в нестандартных ситуациях (а у нас почти все — нестандартные) «полусборный» или «совсем сборный» комплект акустики оказывается лучшим решением — как в данном случае и вышло.

Как обычно делают «сборную»? Способов, в общем, два. Берутся два динамика, которые составляют (или могли бы составлять) двухполосный комплект с хорошим басовым потенциалом, а это значит — с 6-дюймовыми мидбасами, к нему добавляется среднечастотник «по вкусу». Второй путь: берётся готовый (или возможный) двухполосный комплект с хорошим среднечастотным потенциалом, то есть с небольшим, 5 дюймов максимум, мидбасом, к нему пристыковывается крупный низкочастотник. Здесь же ситуация оказалась осложнена звёздным происхождением.

Сзади по условиям компоновки можно было разместить только пятидюймовые мидбасы, иначе «корма» приобретала пропорции совсем не королевские, а, скорее, фермерские. Вам известна трёхполосная компонентная акустика с пятидюймовым мидбасом? В природе существует ровно две модели ровно одной фирмы, в обеих среднечастотник купольный (потому что фирма — Morel), а они на мотоциклах не прижились. Зато двухполосных такого калибра — огромный выбор, только надо себя заставить приделать к нему не НЧ-звено (по второму способу), а СЧ (по первому). Руки у мастеров оказались, таким образом, развязаны, и в них попал довольно своеобразный коллектив динамиков. На НЧ взяли EOS Opera ES-525, для 5-дюймовых головок у них басовые способности явно выше средних: частота резонанса 69 Гц при полной добротности 0,51, настоящие ящичные мидбасы. В закрытом корпусе небольшого объёма нижняя граница диапазона стала повыше — порядка 90 Гц, а это — вполне в пределах традиции.

Пищалки вполне ожидаемо — не Opera, «родные», из комплекта, для мотоцикла слишком нежны, моментально схватят простуду. Здесь требовались пищалки выносливые, с большим запасом по перегрузке и стойкостью к недружелюбной окружающей среде. Так выбор пал на твитеры из комплекта Polk Audio MM6501. Двойное «М» в названии, вообще-то, означает не море, а Mobile Monitor, это известно. Но известно и то, что большинство своих компонентов Polk сертифицирует и для морского применения (Marine Certified, как нам написано). Наконец, среднечастотники Crescendo MB-3N. Произведение инженерного искусства и предмет особой гордости разработчиков: полипропиленовый диффузор специальной, оптимизированной для диапазона СЧ геометрии, новая технология линеаризации магнитного потока, обращённая магнитная система с неодимовым магнитом, многослойная звуковая катушка, являющаяся одновременно элементом фильтра.

Среднечастотники и пищалки интегрировали в объёмистый ветровой щиток под штатные защитные решётки, внешне никаких изменений не заметно. Объём акустического оформления среднечастотников — примерно 0,6 л на душу акустического населения.

Мидбасы тоже установили «по штатному», но для этого пришлось всё же немного увеличить объём отсеков по бокам заднего сиденья. Эту часть облагородили, перешили кожей, а динамики закрыли «осьминожьими» решётками Morel.

Усилительный тракт решили выполнить по схеме «2,5 полосы», что позволило обойтись одним пятиканальным усилителем при сохранении известной гибкости настройки. Раздел между «НЧ-тылом» и «СЧ/ВЧ-фронтом» пролегает на 250 — 280 Гц (с перекрытием полос). С точки зрения практики в таком размещении излучателей меньше криминала, чем может показаться: такова акустика мотоцикла — полуоткрытого пространства с эффективным звукоотражателем впереди, в этой роли выступает ветровой щиток. Разделение полос средних и высоких частот — уже задача для пассивного кроссовера. Готовые решения тут не годились: импеданс среднечастотника Crescendo — 8 Ом, так что кроссовер строился методом «индпошива».

Источник сигнала — бездисковый ресивер Memphis из серии Marine, теперь уже — открытым текстом. Состоит он из двух блоков — основного и управления. Блок управления 16-MM1-Controller установлен с левой стороны руля на кронштейне, а в кармашке под спидометром нашлось место для сами знаете какого плеера. Основной блок ресивера, 15-MM1-Unit — в недрах переднего обтекателя. Его вид не имеет ничего общего с привычными «магнитолками». Герметичная коробка размерами примерно 20 х 10 х 5 см, из которой выходят провода. Внутри — тюнер AM/FM с европейской и американской сетками частот и встроенный усилитель «магнитольной» мощности, оставшийся без работы.

В духе времени звёзднокоролевские аппетиты пришлось ограничить на демократическом уровне, поэтому усилитель компактный, экономичный, а значит — импульсный, хотя отнюдь не экономкласса. Пятиканальный Alpine PDX-V9 установили под центральным багажным кофром в специально изготовленном отсеке. Доступ к органам управления — через отверстие в боковой стенке, после настройки оно закрывается накладкой на винтах.

Сабвуфер Polk Audio MM 1040, уже многократно проверенный в мотоциклетных аудиосистемах, установили в закрытом корпусе объёмом 20 л. Чтобы не нарушать изящества линий, корпус не стали изготавливать-интегрировать, а целиком отдали под это дело левый багажный кофр. Само собой, для жёсткости установили распорки между стенками корпуса, а сам корпус изнутри дополнительно усилили стеклопластиком. Под крышкой кофра даже осталось место для хранения мелочей. Звёздные приключения не предполагают большого багажа...

АЧХ системы получилась не удивление гладкой и понятной для столь эксцентричной компоновки системы, работающей, к тому же, в очень нестандартных условиях. На низах система, начисто лишённая помощи салона и его передаточной функции, легко доигрывает до 40 Гц (как домашние «напольники» не последнего разбора), средние частоты играются гладко, даром что половина — в спину, а другая — в лицо, на верхних частотах налицо подъём, который нередко учиняют на мотосистемах, в силу иного, оп сравнению с автомобилем, спектра ходовых шумов, и реализован он верным подбором номиналов в пассивном кроссовере.

Тональный баланс порадовал, звучание — почти как дома. Аккуратная и детальная середина, приподнятые края диапазона, отличный бас и чистый, неплохой, хотя чуточку жестковатый, «верх». Жестковатый для Шнитке, а вот AC/DC звучит отменно. Сцена — не совсем обычная, «обволакивающая». Не то чтобы сидишь посреди оркестра, но довольно-таки близко, а некоторые инструменты даже пытаются зайти к тебе со спины. Но это — дело привычки. Зато ширина, высота и симметрия сцены — на лучшем уровне.

  • Тип системы: аудио
  • Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
  • Источник: Memphis Car Audio 15-MM1
  • Пульт ДУ: Memphis Car Audio 16-MM1
  • Усилитель: Alpine PDX-V9
  • Акустика: EOS Opera ES-525, Crescendo MB-3N, Polk Audio MM6501
  • Сабвуфер: Polk Audio MM 1040
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»