Кубик и Рубик. Scion XB

Увидев эту машину, я сразу вспомнил гениального мадьяра. Ведь без школы Рубика Scion XB так и остался бы похож на игрушку для детей ясельного возраста.

С Рубиком ясельная игрушка превращается в спортивный снаряд, с которым даже чемпионат мира проводится. Это же совсем другое дело. Кубик остаётся, но приходится немало поработать, чтобы разноцветные элементы сложились в единую картину. А их помногу каждого цвета, и каждый должен оказаться там, где ему полагается быть. Хозяин машины хотел получить «очень автомобиль громкий повседневный». Нет, подождите, кубик не собрался. Слово «очень» отнести к автомобилю язык не поворачивается, это, по существу, маленькая Toyota, альтернативное имя ей придумали маркетологи, им виднее зачем (мне — совсем не видно). Повседневный — тоже не очень, в «очень повседневных» не делают прыгающую пневмоподвеску. Сейчас повернём вот так... потом вот так... есть! «Очень громкий повседневный автомобиль».

Да и громкий планировалось не просто очень — таких немало, а с качественным звучанием. И в салоне, и за его пределами, когда потребуется. Поэтому компоненты акустической системы выбирались, исходя из максимальной неискажённой громкости звучания и приличного тонального баланса.

Как только я начал заполнять графы «личного дела», попал в тупик. Комплектов акустики в привычном понимании здесь нет, все компоненты самостоятельные, и помногу каждого цвета. Поэтому пришлось обратиться за советом к Сулейману ибн Дауду (мир им обоим. И третьему, по имени «ибн» — тоже мир) и указать просто имена компонентов, а вы уж сами по схеме посчитаете, каких по сколько.

Главное здесь — звуковая мощь, ради неё всё и затевалось. Поэтому на фронте поместили счетверённый мидбас Саdenсe CVLM 64 и сдвоенные рупорные пищалки Cadence CVLT 50. В любимых композициях хозяина понятие звуковой сцены весьма условно, поэтому за ней особо и не гнались. А звуковое давление — совершенно не условно, гнались за ним. Это позволило несколько упростить задачу и отказаться от звукового процессора. Мидбасовые головки установили в одной плоскости без разворота, одна пищалка встала в дверь, другая — поверх торпедо. Рупорные пищалки выбрали неспроста — только они могут излучать без искажений и озвучить открытую площадку, недаром концертная акустика исключительно рупорная. Пищалки работают со своими пассивными кроссоверами первого порядка, частота среза 3 кГц. Мидбас сверху дует в полную полосу, снизу кроссовером усилителя полосу ограничили частотой 90 Гц — объём для четырёх динамиков вышел не условнобесконечный, и так выбрали всё, что можно. К технологии корпусов мы ещё вернёмся, а пока закончим с акустикой.

В сабвуфере установлены четыре восьмидюймовых головки Sundown Audio SA­8. Сабики компактные, но увесистые, с очень мощной магнитной системой и жёстким подвесом (протестированный по моей просьбе экземпляр показал эквивалентный объём порядка 7 л). Головки — в общем фазоинверторном корпусе объёмом 60 л, частота настройки порта 30 Гц. Полоса частот ограничена кроссовером усилителя: сверху — 80 Гц вторым порядком, снизу — 30 Гц четвёртым. Последняя настройка — средство избежать повторного заезда заказчика в студию для замены выбитых инфразвуком диффузоров. Ну или хотя бы его отсрочить. Заказчика здесь знают хорошо...

Среди усилителей налицо полное разделение труда. С пищалками работает самый слабый в системе Dragster DAD 852 — «всего­то» по 85 Вт в каждом из двух каналов. Более мощный Sundown Audio SAX 125.2 нагружен на мидбасовые головки, при этом не превышается допустимая для них мощность. А для сабвуфера — импульсный усилитель Sundown Audio SAZ 2500D мощностью 2,5 кВт, тут не скромничали. Номинальная мощность сабвуферных головок — 400 Вт, в пике они выдержат вдвое больше, даже запас есть (благо от инфразвука избавились).

Разместилось всё усилительное хозяйство в багажнике под фальшполом, отсек частично заходит под сабвуфер, это — своеобразная визитная карточка студии. Естественно, под такое пришлось полностью пересмотреть систему энергоснабжения. Штатный генератор обеспечивал всего 70 А, это четверть необходимого. Поэтому под капотом появились новый генератор на 240 А и аккумулятор Optima. Вся проводка и дистрибьюторы — Knukonzept...

Технология изготовления сабвуфера обычная, в этой конструкции не пришлось прибегать к сложным архитектурным формам — необходимый объём обеспечил традиционный прямоугольный ящик. А вот технология двери представляет интерес. Основание съёмного подиума выклеивалось по форме облицовки двери из стекломата на полиэфирной смоле. Не нужно подгонять стыки, прилегание идеальное. На получившейся «скорлупе» установлены кольца для крепления динамиков, а уже к ним прилегает внешний слой обшивки, выполненный по проверенной «чулочной» технологии из лайкры и стеклоткани. Само собой, все механизмы двери укрепили, а панели проклеили заново — сделанная кем-то ранее шумоизоляция снялась одним куском.

Подиумы под пищалки на торпедо отлично встали взамен пластиковых решёток штатных динамиков, стыки аккуратно подогнали — затем и подиумы, и дверные облицовки отправились в перетяжку, а мастера занялись установкой остального оборудования.

На роль головного устройства без колебаний был выбран двухдиновый мультимедийный центр JVC KW-AVX900EE — почти компьютер, если смотреть по функциям... Топовый аппарат работает с HDD, дисками и карточками и поддерживает множество видео- и аудиоформатов, в том числе некомпрессированный WAV, это встречается нечасто, а нужно — часто. Несомненное удобство — возможность работы JVC KW-AVX900EE в двухзонном режиме, когда задние пассажиры смотрят кино (в наушниках), а водитель наслаждается музыкой. Наконец, есть встроенный ТВ-тюнер и вход для камеры. Управление хорошо продумано. Помимо сенсорного дисплея с удобным интерфейсом и входящего в комплект пульта ДУ, можно подключить и штатные рулевые кнопки. Разумеется, и камеру, и штатные кнопки подключили немедленно.

Удобства удобствами, но аппаратуру мы любим (если это слово здесь уместно) не столько за это, сколько за качество звучания. Потенциал у JVC на уровне: 24-битный ЦАП обеспечивает безукоризненное звучание, а встроенный цифровой семиполосный эквалайзер iEQ позволяет скорректировать акустические недостатки салона. Не все, но очень многие — и это пригодилось. Геометрия салона вкупе с «громкими» пищалками потребовали специфической «концертной» коррекции АЧХ — к этому мы ещё вернёмся.

Чтобы закончить с мультимедийной составляющей, скажу пару слов и про мониторы AVIS AVS0712BM. Это готовый универсальный подголовник с вмонтированным в него семидюймовым монитором, который подходит ко многим типам сидений (есть три цвета отделки: чёрный, серый, бежевый). Вопреки всем опасениям качество картинки и управление оказались на высоте — несмотря Непростая в акустическом отношении геометрия кузова (почти вертикальное лобовое стекло, изогнутое по радиусу) не могла не сказаться на звуковой сцене — центральный образ постоянно играл в неуловимых мстителей. Несимметричность сцены на тестовых записях тоже была заметна, при таком взаимном расположении динамиков без процессора это не исправить. Впрочем, зачем привязываться к сцене, не для джаза система строилась, а к остальному претензий нет.

Все треки с диска АМТ прошли испытания успешно, хотя и не без замечаний. Маловато показалось «воздуха», на умеренной «тестовой» громкости 90 дБ временами отмечена нехватка верхней середины и избыток ВЧ. Эффект пропал при переходе к «концертным» уровням громкости — звучание выровнялось. Спору нет, рупорные пищалки — вещь специфическая, а здесь ещё и слушатели в ближней зоне...

Баса было много, а при большой громкости — даже с избытком, однако макро- и микродинамика сохранялась в широком диапазоне уровней. Перегрузочная способность системы очень высокая, искажения не были заметны даже при уровнях громкости за 110 дБ, когда разговаривать в салоне уже невозможно.

  • Тип системы: аудио/video
  • Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: JVC KW-AVX900EE
  • Мониторы: AVIS AVS0712BM
  • Усилители: Dragster DAD 852, Sundown Audio SAX 125.2, SAZ 2500D
  • Акустика: Саdenсe CVLM 64, CVLT 50
  • Сабвуферы: Sundown Audio SA-8
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»