Установка Автозвука в Honda Jazz

А сегодня, если теперь мою фамилию написать по-довоенно-татарски, Martyanov, получится ник, под которым меня можно отыскать в интернет-форумах. Если меня там нет, значит, занимаюсь своим прямым делом — концертным звуком. Увлечение автозвуком началось, когда лет пять назад прочёл про головное устройство Ural ConceRt CDD, его возможности меня настолько впечатлили, что именно ConceRt я считаю своим первым серьёзным ГУ, всякие там балалайки не в счет. С тех пор ConceRt переходит с машины на машину, именно тот самый аппарат, а не такой же. С установки ГУ началось строительство аудиосистемы и в этом авто, что естественно. Вроде бы процесс простой, отработанный, пройденный уже не раз, но мы не ищем лёгких путей никуда. И никогда. Было решено интегрировать нештатное головное устройство в оболочку штатного. Преимущества такой установки в рекламе и объяснениях не нуждаются: сохранение дизайна и отсутствие привлекательности для «пионеров». Самым трудным было, пожалуй, решиться разобрать совершенно новый автомобиль. Но решился... От штатного ГУ оставил только переднюю панель с кнопками и подсветкой и энкодер, всё остальное было безжалостно удалено. Панель CDD вынул из «родного» корпуса и подключил проводным шлейфом к тушке. Один из проводов шлейфа был подключен через реле, управляемое от замка зажигания, таким образом, получилось, что при вытаскивании ключа из замка ГУ получает штатный сигнал о снятии панели и выключается, причём через заданный промежуток времени, в CDD его можно задать в меню настроек. Там вообще всё можно задать.

Собственно корпус ГУ закреплен на штатном месте, но не весь. CD-привод был вынесен из корпуса и совмещен с загрузочной щелью на лицевой панели, оставшейся от штатной «головы». Кнопки управления на руле сохранил путем вживления в него пульта Pioneer CD-SR100. Его ИК-передатчик по имеющимся двум проводам штатного управления был вынесен в зону ИК-приемника «Урала».

Это не единственный ИК-канал управления новым головным устройством. Второе использовано для того, чтобы не пропадали многочисленные кнопки штатного ГУ. У «КонцеРта», как известно, кнопка управления всего одна. Поэтому под панелью был спрятан еще один, уже штатный, ураловский ИК-пульт, распаянный на штатные кнопки. Таким образом, получилось задействовать все кнопки штатного ГУ, мало того, функция каждой кнопки назначается is меню. Также был задействован штатный вход AUX для подключения внешних источников.

Концепция акустический системы была не очень традиционной для автозвука, но близкой мне по духу. Основной принцип: трёхполосный фронт, в котором основной диапазон воспроизводит один диффузор-ный среднечастотник, а сравнительно узкие НЧ и ВЧ-полосы дополняют его. И никакого сабвуфера, я (и не я один) считаю, что правильно спроектированный фронт может отыгрывать всё сам, без помощи из багажника. При этом и багажник сохраняется на юо%, и функции трансформации салона не страдают, а этот автомобиль как раз и придуман как трансформер с широкими возможностями. При этом система должна быть очень громкой и не иметь жанровой направленности, слушаю я всё и громко. Как на концерте...

В качестве НЧ-звена были выбраны Dynaudio MW182, калибром 9,5 дюйма. Такой размер басовиков, расположенных в дверях, потребовал повышенного внимания к виброизоляции. Внешняя часть двери оказалась достаточно жёсткой благодаря двум рёбрам, дополнительную жесткость ей обеспечивать не пришлось, она была заклеена двумя слоями М2. Внутренняя же член, усиленна 10-миллиметровой ламинированной фанерой и также закатана М2. Обшивки «Джаза» оказались очень хлипкими и гремучими, их гоже пришлось закатать M2 и проклеить все места соприкосновений битопластом.

Подиум НЧ-звена был набран из пяти фанерных колец, три из них, составляющие внутреннюю часть, стянуты между собой через металл двери, внешняя часть — из оставшихся двух, отфрезерованных и зашпатлеванных по форме обшивки колец. Затем все это обтянуто кожей.

В ходе поисков СЧ-звена очень удачно подвернулась пара динамиков из домашней АС центрального канала Dynaudio Х-22, динамики были отслушаны в разных оформлениях, и сделан вывод — free air. СЧ/ ВЧ-секция расположилась на стойках, там, где раньше были маленькие треугольные окошки. СЧ-динамики трудятся в корпусе объемом примерно о,8 л с выходом в под-торпедное пространство, то есть в оформлении free air. Ориентация излучателей четко в лицо водителя, то есть угол доворота у левого и правого излучателей разный. В качестве ВЧ-звена были использованы изодинамические PAD CS-2045LE. Limited Edition означает усиленную магнитную систему и специальный заказной корпус с фланцем и выборкой в нём для расположения как можно ближе к СЧ. Почему именно PAD? Из всех отслушанных твите-ров они обеспечили наиболее достоверную передачу любых жанров и очень высокую громкость без намёка на искажения. Перегрузочную способность этих твитеров уже отмечали на страницах журнала, и под этими оценками я готов подписаться, проверено лично.

Выбор усилителей был ограничен, в числе прочего, и соображениями компоновки. Усилители планировалось поместить под передними сиденьями (в системе с одной фронтальной акустикой нелепо тащить усилители в багажник), а у Honda Jazz, между прочим, под передними сиденьями расположен бензобак. Сделано это для понижения пола и увеличения объёма багажного отделения, потому-то так хотелось его сохранить, а то одни увеличивали, а другие — захламят...

Для усиления СЧ/ВЧ-диапазона был выбран Genesis Profile Pour, прошедший некоторую доработку. Удалил лишние каскады на ОУ, регуляторы чувствительности и весь блок кроссовера. А оставшиеся операционные усилители сменил на ОРА4134. На НЧ-громкоговорители работает Alpine PDX 4.100, на каждый динамик по два канала мостом. Крепление усилителей выполнено по одному принципу — они подвешены к каркасу подушек сидений, но с разной конструкцией узлов подвеса. На корпусе Genesis установлены два алюминиевых профиля, которые цепляются за поперечины каркаса, a Alpine крепится болтами по углам, там для этого всё готово.

Первый этап настройки проводился на слух, и занял этот этап около трех месяцев. После того как примерные частоты срезов были определены, началась точная настройка. Она производилась при помощи измерительного оборудования. Для измерений использовался специальный микрофон DBX, внешняя звуковая карта, ноутбук и программа Smaart Live.

Первым делом были произведены замеры импульсного отклика (микрофон на месте головы водителя) всех громкоговорителей системы и выставлены соответствующие задержки. Далее в холе настройки задержки между полосами уже не менялись. Следующим шагом стал замер фазовой характеристики каждой из полос и корректировка порядков фильтров в соответствии с ФЧХ на стыках полос. После этого корректировались частоты срезов и громкость каждого громкоговорителя для достижения максимально ровной и, главное, одинаковой АЧХ для левой и правой стороны. После всех этих манипуляций, если нигде не ошибиться, центральный образ будет находиться непосредственно перед местом, где был установлен измерительный микрофон. Останется только на слух немного скорректировать задержки между левыми и правыми излучателями для получения нужной звуковой сцены. Теперь можно начинать наш концеRт...


Источник: Журнал «Автозвук»