Установка в Volvo ХС90

ХОД С ДЖОКЕРА

В соревновательном автозвуковом движении наибольшая слава и известность хотя и достаются профессионалам, но приводом этого движения служат энтузиасты, пылкие новички и самоотверженные любители. Один из таких, свердловчанин Андрей Косинов, мечтал участвовать в соревнованиях по автозвуку. Вот не так, как бывает: постепенно, поддавшись уговорам, «ходи по одной — не ошибёшься», а сразу. Инструмент для этого был — Volvo ХС90.

После вдумчивого изучения информационных ресурсов был сделан вывод о том, что инсталляторы, специализирующиеся на постройке соревновательных систем, смогут претворить планы Андрея в жизнь. При этом будут соблюдены и те ограничения, которые будущий спортсмен считал жизненно важными (мудрёно сказано, а означает — багажник).

Следующим этапом стало изучение информации о потенциальных компонентах (это была теория) плюс отслушивание их же — на демонстрационных стендах городских установочных студий и автозвуковых магазинов (это, соответственно, практика). Итогом этого самообразовательного марафона явилось приобретение довольно специфического набора компонентов. На роль фронтальной акустики Андрей назначил динамики Focal топовой серии Utopia Berillium, в усилители выбрал Audison LRX, сабвуфер был сделан на базе головки Oris 1044, а головным устройством стал ресивер Pioneer DEX-Pgo в паре с «титульным» процессором. К слову, до конца сезона только эта пара козырей и дожила...

Со всем этим недешёвым и пёстрым грузом вольвовладелец и потенциальный чемпион отправился к чемпионам настоящим — в «Отдел технической эстетики», с готовым заданием эти компоненты творчески установить в салоне ХС90. Поставленную задачу инсталляторы выполнили качественно, кое-где даже с юмором. Например, задачу сохранения полезного объема багажника за них решили шведские конструкторы. Создатели внедорожника, возможно, предполагали, что кто-либо из владельцев ХС90 не захочет, чтобы в его грузовом отсеке болталась сабвуферная коробка. Поэтому и предусмотрели под полом багажника изрядное количество полостей. Часть из них, ту, что была относительно плоской формы, тут же отдали под процессорно-усилительное хозяйство, а в свободное пространство рядом с аккумулятором (его шведы, да не они одни, любят селить в багажнике) поместили сабвуфер -ю-дюймовую головку марки Oris.

Такая компоновка способствовала убиению некоторого количества зайцев, самый крупный из которых — существенное сокращение силового тракта. Ведь усилители лежали теперь совсем рядом с аккумулятором, так что расход толстых кабелей должен был сильно уменьшиться. Но, как выяснилось, создатели автомобиля подложили установщикам взамен зайцев натуральную свинью. Деликатные итальянские усилители, выполненные в пластмассовых корпусах, как-то чересчур нервозно реагировали на расположенный в непосредственной близости бензонасос. Следствием этого соседства стали паразитные наводки, устранить которые так и не удалось. Мечта об участии в соревнованиях сразу, с места, померкла. Видно, зашёл не со своей карты... Вторая сдача: аудисоновские агрегаты заменили четырёхканальниками DLS RA40, одновременно и мидбасы Focal уступили место DLS. Здесь карта уже пошла: в этом варианте машина выехала на соревнования и вернулась не с пустым багажником: первое место в Перми, вторые места в Екатеринбурге и Челябинске. В результате Андрей набрал нужные баллы на допуск в финал России. Здесь ошибаться было уж нельзя (хотя, как потом оказалось, нельзя, но возможно). И Андрей выдал поддерживавшей его студии carte blanche... или нет, в нашей терминологии — wildcard. Все компоненты системы были объявлены джокерами, масть и достоинство которых объявляет играющий.

Новую колоду стал сдавать Виктор Иванов. Кстати, я никогда не спрашивал у Виктора, служил ли он в армии. Если служил, то знает, в чём разница между командиром и политруком? Командир говорит «делай, как я», а политрук — «делай, как я говорю». Виктор поступил, как командир. Не просто продиктовал новый перечень компонентов, а записал туда те, которые сам же и выбрал, когда победа была нужна самому. Брэнд надо называть? Что, правда надо? Да вы из новичков, наверное... Pioneer называется, по нему Иванов даёт наиболее твёрдые гарантии результата.

Невзирая на несомненную репутацию Utopia Beryllium, Виктор был твёрд: усилители меняются на Pioneer А900, твитеры — на Pioneer серии RS, середина и мид-бас — на Pioneer серии PRS. Одновременно была радикально пересмотрена концепция сабвуфера (и опять — по принципу «делай, как я»). Сабвуфер стал фронтальным, на ю-дюймовой (да, собственно, и единственной) головке Pioneer RS. Реализация идеи, правда, стала несколько не такой, как в S-Max самого конструктора системы, там Торпедо переделывалось самым решительным образом, здесь — оставалось нетронутым (почти). И сабвуфер полностью скрылся под передней панелью, в районе бардачка справа. Там, под Торпедо, почти в ногах переднего пассажира, помещён совершенно сверхъестественной формы ящик для НЧ-головки, развёрнутой диффузором в сторону моторного щита. В этой части установки вам придётся поверить на слово: на снимках готовой системы (как и в реальной жизни) сабвуфер увидеть невозможно никому с габаритами крупнее кошки, а то, что было зафиксировано камерой в процессе установки, приводится, но не добавляет ясности процессу.

Головное устройство, в принципе, могло быть установлено на месте штатного. Но не было. С самого начала Андрей целился на соревнования, и хотя дебютное выступление приходилось на категорию «Новички», где требования EMMA к инсталляции относительно либеральны, в старших классах, куда Андрей со временем намеревался перебраться, есть пункт про видимость дисплея (выше середины руля ). Кроме того, высоко расположенным ГУ действительно удобнее пользоваться, а карман на месте ампутированной штатной «головы» вышел более чем функциональным — пара дисков, пульт и пачка сигарет, что ещё нужно для комфорта в пути? В центре передней панели прорезали отверстие, вмонтировали в него собранную на болтах монтажную ферму, а уже на ферму опирается головное устройство. После установки козырька появилось ощущение, что это — штатный элемент автомобиля, что, как известно — высший комплимент установщикам.

В таком виде Volvo ХС90 выехал на финал национального чемпионата. Где и занял... почётное пятое место, похоронив тем самым мечту владельца об участии в финале европейского первенства. Причины? Они, как известно, по одной не ходят, но в данном случае некоторые поддаются анализу, а следовательно — устранению. Наиболее суровые претензии судей относились к работе сабвуфера и откровенному хрипу одного из мидбасов. Вскрытие показало: по дороге на этап в один из мидбасов попал мусор и, разумеется, устроился в зазоре магнитной системы. А сабвуфер работал явно в нерасчётном режиме, неразмятая головка (всё же всегда делается в последний момент, это древний красивый обычай автозвукового спорта) плюс ошибка в количестве и, по утверждению самокритичного Иванова — в качестве заполнителя. Мидбас прочистили и вывели из наркоза, заодно уж за ним в двери установили акустические рассеи-ватели. Корпус сабвуфера заново заполнили поглощающим материалом из личных запасов Виктора, у него, знаете ли, есть особый рецепт, ну вы в курсе... Сказалась ли непорочность алтайских овец, послуживших донорами акустического заполнителя или в этот раз правильно рассчитали количество шерсти, но только система заиграла реально по-другому. Вот только не поздно ли?

И вот здесь в игру вступает та самая wildcard. Давнишнее правило EMMA Россия: на путёвку в Еврофинал может претендовать обладатель одного из трёх первых мест на национальном финале. Новейшее правило: Коллегия главных судей может дать такую путёвку (образно названную wildcard) обладателю более низкой позиции в итоговой таблице, если усмотрит для этого основания. Если, иными словами, опираясь на свой опыт и интуицию (и то и другое), сочтёт, что реальный потенциал машины превосходит её фактически полученные результаты.

В данном случае надо отдать должное и напору несостоявшегося по стечению обстоятельств национального призёра. Он тоже верил в свою систему, после финала обзвонил призеров и выяснил, что обладатель третьего места точно не едет на Еврофинал. Получил с него письменное заявление, приложил к нему свою просьбу и передал в Коллегию главных судей. Там оценили и спортивный азарт, и потенциал системы и wildcard выписали.

Помимо организационных мероприятий, были проведены и технические, про сабвуфер мы уже говорили, кроме него были скорректированы направления всех излучателей, переделаны и перетянуты все подиумы, усилено крепление твитеров, прослушано множество межблоков и выбраны 4 разные (!) пары.

Стремление новичка к победе было столь безудержным, а желание получить максимальное количество опыта — таким неуемным, что Андрей пошел на беспрецедентный для российского звукового спортсмена шаг. За полторы недели до Вельса он принял участие в финале национального чемпионата Германии. С дружеской помощью чемпиона Европы Дирка Вольфингера, который принял деятельное участие в настройке системы, Андрей занял четвертое место. Почетно? Андрею так не показалось. Очередная, самая яростная настройка проводилась уже в Вельсе, непосредственно перед Еврофииалом.

Итог вам должен быть известен — Андрей Косинов стал чемпионом Европы по качеству звучания в классе «Новичок без ограничений», разделив верхнюю ступень пьедестала с ещё одним россиянином. И это — в первом сезоне участия в соревнованиях. Может, с джокера всё-таки ходят?..


Источник: Журнал «Автозвук»