ЦЕПОЧКА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ TOYOTA VITZ

Как ни крути, возможности бюджетных компонентов ограничены, и выжать из них максимум сможет далеко не каждый. В этом отношении у Юрия Пацановского, владельца и идейного вдохновителя студии «Камертон», послужной список был что надо: тут и на редкость удачные клиентские инсталляции, и трехлетний опыт участия в соревнованиях EMMA. В результате именно ему и достался заказ от крупной пермской компании, занимающейся торговлей автомобильной электроникой. Правда вскоре инсталляция сошла с намеченной орбиты, и теперь говорить о составляющих ее компонентах «бюджетные» как-то неловко. Выбирая базовый автомо- биль, создатели проекта изначально не планировали тратиться на суперкар и собирались остановиться на какой-нибудь модели из ассортимента Волжского автозавода. Но тут очень кстати на глаза им попалась Toyota Vitz - компактный автомобиль для внутреннего рынка Японии, сошедший с конвейера в 2000 году. Пробега по России у машины на тот момент не было, и авторы проекта решили исправить это досадное недоразумение. Даже поверхностный осмотр показывал, что для построения серьезной инсталляции «Витз» подходит прекрасно. Во-первых, щиток приборов здесь изначально располагался в центре консоли, а значит, края торпедо можно было использовать, не затрачивая лишних усилий на пересадку спидометра и прочих датчиков подальше от рулевого колеса. Более того, панель буквально просилась «под нож»: между лобовым стеклом и функциональной частью торпедо в миниатюрном Vitz расположено пластиковое поле размером с небольшую взлетно-посадочную полосу. Единственное его назначение - создавать так любимое маркетологами «ощущение объема». Грех не задействовать все это богатство под автозвуковые нужды. Несмотря на скромные габариты, Vitz обладает изрядным запасом свободного пространства под сидениями и в недрах консоли, да и багажник у машины совсем не такой маленький, как можно было бы подумать. Осталось решить, как всем этим распорядиться.

ЧЕРНОВОЙ НАБРОСОК

Строительство первой версии системы заняло больше года и закончилось аккурат к очередному этапу ЛАС. На момент дебюта установленная в машине система была почти целиком построена на компонентах Mystery. Кстати, этого «почти» могло и не быть, если бы мультимедийная станция MMD-9100 оправдала надежды установщиков и получила роль головного устройства. Однако жизнь распорядилась иначе, и на передней панели обосновался Clarion HX-D2. Строительным материалом для фронтальных и тыловых АС стали четыре трехполосных комплекта Mystery МР-3006К, причем обе пары мидбасов достались «фронту». На ультранизкие частоты отвечала пара 10-дюймовых сабвуферных динамиков из серии Odin. Усилением фронта занимался четы-рехканальник МВ-4.400 (одна пара выходов на сдвоенные мидбасы, другая - на твитеры и мидрейнжи, разделенные кроссовером). На тыловые головки был нагружен МВ-2.140, а тяжелой артиллерией системы занимался моноблок МВ-1.700 D. Упоминавшуюся мультимедийную станцию Mystery MMD-9100 тоже на пенсию не отправили - она стала чем-то вроде заместителя «Клариона» по мультимедийной части и, кстати, сохраняет этот пост по сей день. В таком виде система заполучила 130 баллов в соревнованиях по FSQ - этого оказалось достаточно, чтобы получить первый в истории машины кубок. И сразу за первое место. Писать об этой версии инсталляции более подробно особого смысла нет. Почему? Посмотрите на нынешнюю схему системы и попытайтесь найти что-то общее. Найти, в общем, можно, но далеко не сразу.

БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ

Дальнейшие изменения инсталляции отражали то состояние поиска, в котором пребывал все это время ее создатель. Череда этих перевоплощений напоминает одновременно гомеровскую «Одиссею», детектив Агаты Кристи и историю одного здания в центре Парижа, которое в разное время успело побывать детским садом, мэрией и психиатрической лечебницей. Реформы, как теперь заведено, начались сверху. То есть с высокочастотных динамиков. Первоначально место отправленных на покой Mystery заняли DLS UP1. Эффект был, что называется, налицо. По словам Юрия, тарелки барабанной установки наконец-то начали напоминать музыкальные инструменты, а не жестяную емкость для стирки белья. Хорошо, но мало: глубина сцены прорисовывалась недостаточно, так что места в стойках, снова сделавшихся вакантными, заняли пищалки AD Т100. Так удалось добиться и достойной глубины и отодвинуть сцену на необходимое расстояние, но ранний спад на самых верхних частотах нарушал прозрачность звучания. Затем настала очередь Focal TN-51 - все бы хорошо, но теперь звучание сделалось чересур холодным. Сердце успокоили Scanspeak D2904/600000.

СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Дальше на очереди оказались среднечастотные динамики. И тут одним только перебором компонентов дело не закончилось. Первыми, кто пришел на смену компонентам комплекта Mystery МР-3006К, были головки бренда Rainbow. Результат опять-таки очевидно улучшился: искажения практически пропали. Однако центр сцены упорно отказывался фокусироваться там, где положено. Памятуя, как удачно прижились в верхнечастотной секции динамики Scanspeak, установщик попытался повторить успех и в «середине», однако все оказалось не так просто. К собственно звуку претензий не было - эти динамики блестяще подхватывали инициативу уже на 200 Гц и выдавали прекрасный результат, но вот с «музыкальной геометрией» все равно было что-то не то. Как выяснилось, проблема досталась по наследству еще от первой версии инсталляции - среднечастотники располагались по краям консоли и были направлены таким образом, что частично играли на отражение от лобового стекла. А звук, состоящий из смеси прямых и отраженных волн, тяжело контролировать, просчитывать и настраивать. Чтобы раскрыть потенциал головок Scanspeak, пришлось бы полностью переделывать Торпедо и заведомо расстаться с несколькими баллами, которые судьи неизбежно вычли бы за ухудшение обзора. Делать нечего - пришлось помахать «сканспиковским» головкам ручкой и водрузить на их место среднечастотники Focal 3W2 из серии Utopia Beryllium. Объем закрытых корпусов при этом уменьшили с изначальных 1,8 л до одного литра.

РЕВОЛЮЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

На следующем этапе ситуация сложилась, скажем так, полуреволюционная - то есть верхи уже могут, но низы все еще не хотят. В первую очередь решено было отказаться от сдвоенных НЧ-динамиков - никак не удавалось решить проблемы с локализацией баса. НЧ-звено Mystery продержалось в машине дольше остальных фронтальных динамиков этой марки, но и его пришло время менять. В дверях поочередно отметились компоненты Focal, Audio Development и Rainbow, но в результате оптимальным вариантом показались Dynaudio 240 GT. Оптимальным, но не идеальным -эту составляющую систему Юрий рассматривает скорее как временную. Продолжение эпопеи - в задней части салона и багажнике. Первого взгляда достаточно, чтобы заметить, что усилительная секция изменилась ничуть ни меньше, чем фронтальные АС. По бокам задних кресел расположились усилители головок «верхней зоны»: рядом с правым пассажиром под обшивку встроен двухканальник DLS RA20, нагруженный на парусреднечастот-ников, а напротив расположен Sinfoni Amplitude 90.2, который подключен к высокочастотным головкам. О появлении в машине последнего компонента стоит сказать особо. Пока системой заправлял Clarion HX-D2, с усилением высокочастотного сигнала прекрасно справлялся компонент DLS. Однако когда в центре консоли появился Pioneer DEX-P90RS, картина резко изменилась. Конфликт с новым руководством и увольнение - такая вот производственная драма. После знакомства с кандидатами, место в левой боковине занял двухканальник Sinfoni.

БАГАЖНИК-ТРАНСФОРМЕР

Теперь на очереди багажный отсек. Здесь расположен сабвуфер, отведенный ему усилитель и процессор Pioneer DEQ-P90, соединенный с головным устройством по оптике. Основное внимание имеет смысл уделить наиболее массивным компонентам: четырехканальнику DLS А4 Big Four, который качает все четыре динамика низкочастотной секции -фронтальные мидбасы и сабы, а также массивному корпусу, в который заключены два 10-дюймовых динамика Hertz ES 250 D. Ящик, кстати, содержит два независимых закрытых объема по 25 литров каждый и выполнен по смешанной технологии: тыловая часть из фанеры, фронтальная - из стеклопластика. Чтобы компоненты не слишком мешали ремонту и обслуживанию автомобиля, Юрий соорудил в багажнике сварную раму. К ней шарнирами присоединена алюминиевая конструкция, к которой крепится усилитель. Корпус сабвуфера сдвижной. Если необходимо добраться до скрытого под фальшполом отсека с запасным колесом, достаточно откинуть спинки задних кресел, отсоединить крепления сабвуфура (благодаря наличию роликов, его можно легко откатить в сторону салона, освободив доступ к багажнику) и нажатием кнопки поднять раму, к которой крепится усилитель. Путь открыт: хочешь -колесо меняй, хочешь - лампочки в задних фонарях. При наличии соответствующего навыка вся операция займет не более 30 секунд. Несправедливо было бы обойти вниманием использованную в системе кабельную продукцию, тем более что общая длина опробованных и отслушанных в ходе работы проводов измеряется, наверное, километрами. Большая часть проводки выполнена на продукции Tchemov Audio и DLS, но зтиш названиями перечень вовсе не ограничивается. Что касается акустической проводки фронта, то на твитеры пущен кабель бренда Nordost, на сред-нечестотники - QED, на мидбасы - «чер-новский» Original. Среди межблочных соединений после длительных мук выбора нашла свое место продукция Purist Audio Design. Как принято говорить, результат стоил вложенных усилий. Ни с одного регионального этапа EMMA Юрий без кубков еще не уезжал. На финале 2008 года в Москве он показал второй результат по звуку в своей категории, но подвели недочеты в инсталляции - в итоге четвертое место. До бронзы не хватило всего четырех очков. Обидно, конечно, но ничего неисправимого тут, пожалуй, нет. И в том, что мы еще много раз увидим Юрия на пьедесталах крупнейших автозвуковых соревнований, сомнений тоже нет ни малейших. Подобные истории просто так не заканчиваются.


Источник: Журнал Car&Music