Автоинсталяция Cadillac Escalade

рубрику ведёт Михаил ГАБРИЕЛОВ
СТУДИЯ «Лика-Дизайн»
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Андрей ШИНШИН

ПРЕДЛОГ

У хай-эндщиков и прочих разных аудиофилов помещение, где будет звучать аппаратура, совершенно справедливо считается важнейшим элементом аудиосистемы.

Aже аббревиатуру придумали особую: КдП. Комната, значит, для Прослушивания. Следите за регистром, между прочим. Комната — с большой буквы, поскольку в наши дни — дорого. Прослушивание тоже с большой, потому что — свято. Ну или по меньшей мере — возвышенно. А скромный, никак не капитализированный предлог, притулившийся между «дорого» и «возвышенно», на самом деле здесь главный, в нём сосредоточились и целеполагание, и собственно действие.

Хай-эндщики и аудиофилы упрямы (кому я это говорю, сами знаете) и оттого мыслят узко. Раз комната — для прослушивания, раз для прослушивания — то комната, и ничего кроме. Мы же обитаем в более мобильном и гибком мире и легко заменяем переменные по собственному настроению, оставляя предлог на месте. Почему для прослушивания? А для просмотра? Или это уже не «комната», а «зал»? Извините, сейчас и это подправим. Почему тогда не «салон», да не простой, а автомобильный? Видите, какой разгул свободы выбора, а предлог — на месте и не шелохнётся. Я уже объяснял почему: он тут главный.

Вряд ли этими словами, но в рамках этой концепции поставил заказчик задачу перед создателями этой системы. Исходным сырьём был автомобиль российского производства по имени Cadillac Escalade. Если следите за автоновостями, должны быть в курсе: их теперь собирают на дальней окраине России, в Калининграде. Более точно задача формулировалась так: пассажирскую часть салона необходимо было приспособить для максимально комфортных поездок при посредстве водителя, а требуемый комфорт включал качественный звук и видео. Тип и марки аппаратуры, схема системы и прочее оставлялись на усмотрение профессионалов.

Первое, чем вооружились профессионалы известной тюнинг-студии, была рулетка. Парадокс заключался в том, что при гигантских (по европейским меркам) габаритах «Автоторовская» версия Escalade считается короткобазной и отчасти такой и является. Комфорт на задних сиденьях можно было обеспечить большой, но не максимальный, как заказывали. Рулеткой измерили не только салон, но и... заказчика. Надёжный измерительный прибор показал габаритную высоту клиента 194 см, и этого нельзя было не учитывать.

Требовалось нестандартное решение, и его нашли (иначе о чём было бы говорить). Решение такое: сдвинуть заднее сиденье назад, сократив тем самым объём багажного отделения с безумного до просто большого. Однако салон автомобиля — не комната, где мебель можно двигать по усмотрению, немедленно за задним диваном находятся арки задних колёс. Какие колёса у Escalade, видели? Так вот, арки им, разумеется, соразмерны. Осторожно поинтересовались у заказчика, жизненно ли важно для него, чтобы на заднем сиденье помещались трое, и с облегчением узнали, что не только не жизненно, а вовсе ни к чему. Зато двое должны сидеть с тем самым максимальным комфортом, так что надо бы подлокотничек поудобнее...

Новые задние сиденья сделали из передних. От BMW в кузове Е38 (вышедшей ныне в тираж 700-й серии). Каркасы двух таких сидений соединили в единую конструкцию, дополнив её подлокотником Recaro по центру. Здесь возник другой парадокс: казалось бы, насколько выше Escalade, чем приплюснутая BMW-«семёрка», однако это — снаружи. Внутри (да с учётом показаний рулетки) всё оказалось не так просто. Конструкторы «Кадиллака» тоже не были совсем уж равнодушны к факторам комфорта и снабдили своё детище развитой системой климат-контроля, в особенности, конечно же, направленной на обитателей заднего сиденья. Поэтому мало того, что полсалона находится на почтительном расстоянии от асфальта, потолок к нему приближен из-за проходящих вдоль крыши воздуховодов климатической установки. Трансформацию сидений пришлось продолжить, доработав их до минимальной высоты над полом. Вот эта победа и стала исходной точкой для развёртывания аудиовидеосистемы.

Компоновка системы необычна. Вернее, отклоняется от встречавшихся нам необычных. Поскольку музыку заказывали (во всех смыслах) для пассажиров заднего ряда сидений, логично, что там, в пределах досягаемости с задних мест, оказались и источники аудио- и видеосигналов. Штатное головное устройство вблизи рабочего места водителя осталось не затронутым переделками, но и не исключённой из работы системы. Главные источники — звуковая «голова» Pioneer DEH-P88 (выбор, вопросов не вызывающий) и 6-дисковый DVD-чейнджер Pioneer XDV-P6, тоже, кстати, в системах такого целевого назначения вышедший в верхние строчки рейтинга популярности.

Оба компонента снабжены фирменной шиной IP-bus, поэтому управляется всё с одного источника (DEH-P88) и одного пульта. Источники смонтированы в заново изготовленной консоли между передними сиденьями, причём, если заметили, установочные рамки с обоих устройств убрали, по стандартам «Лики-Дизайн» они смотрятся грубовато. Видеосигнал с чейнджера идёт на смонтированный на потолке 15-дюймовый монитор Challenger. Понятно, что меньшая диагональ экрана не вписывалась бы в концепцию максимального комфорта.

А вот с аудиосигналом поступили непривычным манером. Строго, по-бухгалтерски говоря, в машине шесть каналов акустики, не считая сабвуфера. Вроде бы даже на один больше, чем требуется по формуле 5.1. Но это не так. Многоканального звука заказчику не требовалось, требовался хороший, азартный фронтальный. И авторы системы сделали так: фронтальная акустика смонтирована и в передних, и в задних дверях, при этом работает параллельно, от двух каналов усиления. Тыл в рамках этой модели выполняет функции подзвучки и потому мощного усилителя не требует, его повесили на встроенный усилитель DEH-P88. Остался сабвуфер, который требует ещё одного (на практике — двух, соединённых в мост) каналов. Так что на всё потребовался лишь один 4-канальный усилитель, на эту роль пригласили испытанный в боях DLS Matador.

Фронтальная акустика (и передняя фронтальная, и задняя, так уж здесь выходит) построена на одинаковых комплектах Focal 165 V1. Совсем переднюю поставили, воспользовавшись любезностью производителя, и мидбасы, и пищалки — по штатным местам, до того занятым какой-то чумой по имени Bose. «Задние фронты» потребовали доработки дверей, на них выстроили небольшие подиумы для пищалок, в штатной комплектации их там не было предусмотрено. В тылу трудятся коаксиальные версии тех же 165 V1, для них отформовали композитные подиумы на задних стойках таким образом, чтобы внутренние объёмы сообщались с полостями за стойками, в итоге у каждого тылового динамика за спиной оказалось объёма по 3 л с лишним, что с учётом подрезанной снизу полосы достаточно.

Корпус сабвуфера выполнили из 20-миллиметровой MDF с небольшими стеклопластиковыми фрагментами, там, где без этого было не обойтись, вписывая корпус в нишу крыла. А усилитель расположили на полу багажника, причём, поскольку заказчик не проявлял ни малейшего желания вмешиваться в настройки, его закрыли почти что несъёмным, вернее, накрепко привинченным фальшполом — так и усилитель целее, и настройки не собьются. Ведь и здесь не следовало забывать о предлоге. Для максимального комфорта и беззаботного просмотра доступ к регулировкам не нужен и даже вреден...

SUM

Тип системы: мультимедиа
Аудио: 2-полосный фронт (2 зоны) + тыл + сабвуфер
Источники: Pioneer DEH-P88, XDV-P6
Монитор: Challenger RE-1569
Усилитель: DLS MA50
Акустика: Focal 165 V1, 165 CV1
Сабвуфер: MTX T5510-04

SQ

Прослушивание этой системы у нас сопровождалось повышенной двигательной активностью, что в традиционной установке нереально. Интересно было, как станет (и станет ли) деформироваться звуковая сцена при перемещении вдоль сиденья (или поперёк салона, если так понятнее). Разумеется, пространственная картина менялась, общим было то, что все звуковые события происходили непривычно далеко, за передним рядом сидений, который в результате трансформации салона оказался ещё дальше, чем было задумано. На глаз расстояние до сцены было в среднем метра два, не меньше. При этом, если сидеть, скажем, справа, звуковая панорама загибалась эдакой дугой, обходя машину справа же, но снаружи. Слева — всё зеркально. Инструменты и прочие источники звука на тестовых фонограммах оказались расставлены очень вольготно и оттого не сливались в звучании даже в относительно трудных эпизодах. Подпортила впечатление на этом фоне довольно ясно заметная локализация суббаса сзади. Тонально на средних частотах система звучала если не натурально, то во всяком случае интересно (а так и заказывали, чтобы «азартно»), однако подача средне-верхних частот выпала из общей картины, в тарелках было слишком много металла, а металл — заметно толще (на слух), чем свойственно этим инструментам.

RTA

Занимательная картина. Сабвуфер функционирует в «конкретном» режиме, с мощным подъёмом на «колбасных» 50 Гц. Выше 100 Гц всё вроде бы идёт нормально (единичный выброс на 400 Гц в расчёт не берём, не на соревнованиях), однако сочетание явно выраженного и широкого провала с центральной частотой 1,2 кГц с последующим подъёмом на рубеже нижнего верха и верхней середины, по всей видимости, и принесло нежелательную окраску в звучание всего верхнего регистра.

Широта души господина Бозе позволила разместить пищалки в штатных местах


Источник: Журнал «Автозвук»